Общество

Виктория Леонтьева

«Каждое замалчивание трагедии — это приглашение к следующей»

В Беларуси на производстве гибнет в среднем 2 человека в неделю (по официальным данным, 105 за 2024 год). Нынешняя не стала исключением.

4 августа в Лепельском районе Витебской области произошел смертельный случай: когда 54-летний мужчина ремонтировал технику, на него упала стрела погрузчика. Коллеги вызвали скорую медицинскую помощь, однако позже, уже в больнице, от полученных травм он скончался.

6 августа на строительном объекте по улице Танковой в Минске подсобный рабочий, по предварительной информации, оступился и упал с высоты третьего этажа на бетонные ступени. Еще одна смерть.

Об этих ЧП сообщил телеграм-канал Следственного комитета. В обоих случаях под копирку сказано, что «особое внимание будет уделено причинам и условиям, способствовавшим гибели».

Однако, по мнению юриста Ассоциации «Солидарность» Леонида Судаленко, в официальной информации отсутствует важный аспект: кто был нанимателем? В разговоре с «Салiдарнасцю» он отметил, что в случае гибели рабочих профсоюзы должны быть первыми, кто требует правды.

— Но в тот же день, когда случилась трагедия в Лепельском районе, на официальном сайте Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ) появилась публикация о первых комбайнерах – «тысячниках» на Витебщине, о безработице в Германии и о качестве воздуха в Европе. И ни слова о гибели на производстве, о требовании расследования, о поддержке семье погибшего, хотя я уверен, что он был членом одной из организаций ФПБ.

Витебское областное объединение профсоюзов также не нашло слов соболезнования семье человека, погибшего на рабочем месте. Факт производственной травмы со смертельным исходом налицо, однако в сообщении СК не названа организация, в которой работал погибший. Также нет данных о том, кто организовал работы, кто нес ответственность за безопасность, кто допустил работника к выполнению потенциально опасной задачи.

Когда происходит подобный случай на производстве, первая обязанность контролирующих органов — установить и публично обозначить работодателя, характер выполняемых работ, наличие разрешений и допусков, обеспечение средствами защиты, прохождение инструктажей и обучения. Без этих данных невозможно контролировать ход расследования. Наниматель, оставаясь в тени, фактически избегает публичной ответственности, а в перспективе, возможно, и юридической.

К сожалению, в Беларуси не раз случалось так, что уголовные дела по фактам гибели на производстве затягивались, переквалифицировались или даже завершались без предъявления обвинений. Например, совсем недавно, 27 июля, в Речицком районе Гомельской области трое мужчин, перевешивая сейсмический кабель через автодорогу М-10, задели металлическим оборудованием линию электропередач. Двое из них погибли на месте от удара током, ещё один был госпитализирован.

Сообщение об этом и о проводимой проверке также появилось в Телеграмм-канале Следственного комитета. Однако с того момента прошло уже больше недели, но никакой новой информации на канале СК не появилось. Хотя бы, например, о том, кто был нанимателем погибших и будет ли выплачена компенсация их семьям.

Федерация профсоюзов Беларуси также отмалчивается. Можно не сомневаться, что и о смертельном случае в Лепельском районе эти структуры постараются публично не вспоминать. 

— Каждое замалчивание производственной трагедии — это приглашение к следующей, — считает Леонид Судаленко. — Пока безымянные работодатели могут допускать смертельные ошибки и оставаться вне поля общественного внимания, безопасность на рабочем месте будет иллюзией. Чиновники не должны отделываться фразами о «человеческом факторе» и «несчастном случае», потому что за такими случаями часто стоит халатность или экономия на безопасности.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(8)