Однако если власти Литвы действительно так считают, то они очень наивны и совсем не понимают, как устроена диктатура. Ну какой пограничный начальник в Беларуси возьмется на свой страх и риск разруливать проблему, которая переросла в большой международный скандал и в которую вовлечен сам грозный правитель? Чтобы он потом голову открутил?
Класковский: Литовцы в капкане Лукашенко. А он умеет мстить
Беларусь так и не выпускает литовские фуры, хотя Вильнюс снова открыл границу еще 20 ноября. Минск настаивает на том, чтобы вопрос решался на политико-дипломатическом уровне. Власти Литвы твердят, что это чисто техническая проблема. Как может разрешиться эта коллизия, анализирует на Позірку политический аналитик Александр Класковский.
Ситуация усугубляется тем, что после открытия пунктов пропуска Мядининкай (с беларуской стороны — Каменный Лог) и Шальчининкай (Бенякони) в литовское воздушное пространство вновь стали залетать шары с контрабандными сигаретами. Опять закрывался вильнюсский аэропорт.
В Литве это расценивают как продолжение гибридных действий недружественного режима (возможно, с подачи Москвы).
Министр иностранных дел Кястутис Будрис считает, что его страна «подвергается комбинированной атаке, исходящей из Беларуси». Элементы этой атаки — налеты метеорологических зондов и «захват литовских грузовиков и полуприцепов в Беларуси».
Так вопрос технический или политический?
По поводу литовских фур Александр Лукашенко 25 ноября заявил: «Пусть Министерство иностранных дел наше и литовское встречаются и разруливают эту ситуацию».
Почему Минск настаивает именно на политических переговорах? По мнению Будриса, режим Лукашенко стремится «изменить, а точнее, сломать политику Евросоюза в отношении Беларуси и России, которая представляет собой политику международной изоляции и политику неразговора с режимом». Сверхзадача — добиться отмены санкций ЕС. Литовский министр расценивает это как шантаж, бандитские методы.
Президент Гитанас Науседа использует то же определение, говоря о шарах с контрабандой: «Мы не поддадимся шантажу, но мы точно не будем затыкать уши и закрывать двери. Но говорить в первую очередь нужно на техническом уровне, потому что это технические проблемы». Он уверяет, что эти вопросы «пограничные службы как с одной, так и с другой стороны могут прекрасно решить».
При этом Науседа отмечает, что в вопросе борьбы с аэростатами Литва «тесно сотрудничает» с союзниками, прежде всего США, «на политическом уровне». То есть де-факто сам признает, что проблема лежит в политической плоскости.
Далее, президент Литвы подчеркивает, что «Беларусь — близкий союзник России, поэтому их дестабилизирующие действия могут быть скоординированы». Но тогда это и вовсе большая политика. Да, гнусная, но политика. И тогда уж тем более это не уровень пограничных начальников!
На самом деле руководство Литвы вряд ли столь наивно. Оно просто не хочет давать Лукашенко выхода на оперативный международный простор.
С шашкой наголо диктатуру не одолеть
Но при этом Вильнюс сам дал козыри в руки коварному правителю. Решение закрыть границу с Беларусью как минимум на месяц, принятое в конце октября, было явно неподготовленным, плохо продуманным.
Желая наказать режим Лукашенко за чертовы шары, литовские власти не учли, что на той стороне скопилось около 1300 их большегрузов, еще больше прицепов. Чем политический противник не преминул воспользоваться, поставив машины на прикол и выкатив бешеный ценник за стоянку.
На правительство Литвы стал давить собственный бизнес. А вдобавок Варшава, играя в свою игру, открыла два пункта пропуска и тем самым ослабила блокаду Беларуси.
В итоге и литовскому руководству пришлось досрочно поднимать шлагбаумы. Лукашенко же, почувствовав слабину, надо думать, решил, во-первых, проучить ретивых деятелей, во-вторых, выжать из ситуации максимум политических дивидендов.
Мораль сей басни такова: кавалерийским наскоком заматеревшую диктатуру не возьмешь. И если действуешь против такого искушенного противника импульсивно, наобум, без детальной проработки всей операции, то в итоге неудачного наступления сам оказываешься в клещах. И теперь один важный человек в Минске мыслит в духе героя чеховского рассказа: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»
Почему Минск легко переигрывает противников
Угрозы снова закрыть границу (в частности, из уст премьера Инги Ругинене) беларуское начальство воспринимает, видимо, с ехидцей: ну-ну, хотите еще раз сесть в галошу, усугубить проблему своих фур? Министр иностранных дел Максим Рыженков, откровенно насмехаясь, называет поведение литовских деятелей истеричным.
Вдобавок в самом тамошнем правительстве нет единства. Например, глава МВД Владислав Кондратович не видит необходимости повторно закрывать границу с Беларусью.
Тем временем литовские перевозчики нервничают, боятся конфискации грузовиков, давят на власти. Ответы важных персон в духе «надо знать, с кем связываетесь, ведя бизнес в Беларуси» вряд ли можно назвать успокоительными.
Такое игнорирование интересов избирателей может аукнуться нынешней правящей коалиции на новых выборах. И Минск, понятное дело, старается, чтобы такие страсти в Литве разгорались, расшатывает тамошнюю внутриполитическую ситуацию. Сам-то Лукашенко никаких волнений не боится: все задавлено, недовольные сидят в тюрьме или под плинтусом.
В целом это пример того, как приросший к власти авторитарный правитель, который за три с лишним десятилетия поднаторел в конфронтации как с Москвой (да, были времена), так и с Западом, в два счета разделывает под орех сменяющиеся команды европейских политиков.
А ныне правящая в Литве коалиция считается неискушенной в международной политике и чересчур разношерстной.
Что скажет дядюшка Сэм?
В Вильнюсе уповают на партнерство с США: мол, Вашингтон может надавить на Лукашенко. Но здесь бабушка надвое сказала.
Людям Дональда Трампа важно провернуть «большую сделку» с беларуским диктатором, они действуют в духе реалполитик. Если же у Трампа имеется интерес к беларускому калию, то вполне вероятен нажим как раз таки на Вильнюс.
И, в конце концов, выпускаемых из тюрем в Беларуси политзаключенных американцы вывозят через литовскую границу. Кто знает, может, и ее недавнее закрытие на 20 дней тоже заставило делегацию во главе с Джоном Коулом отложить визит в Минск.
Во всяком случае, Штаты точно не заинтересованы в этой «пограничной войне». Не исключено, что они дадут волшебного пенделя обеим сторонам конфликта. Так в свое время Пекин, судя по всему, подтолкнул к зачаткам конструктивного диалога Минск и Варшаву.
Читайте еще
Избранное