Филин

Наталья Север

Ковалкин: Как властям признаться в убыли населения? Это будет выстрел себе в ногу

Экономист, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин — о том, какой может быть реальная численность населения Беларуси, и как статистика развенчивает основные мифы режима.

Реальное население Беларуси уже меньше девяти миллионов — такие данные удалось выяснить журналистам Зеркала на основании закрытого документа Минздрава, который предоставил BELPOL.

Интересно, что по официальным данным Белстата, население нашей страны на 1 января 2025 года составило 9 109 280 человек. Это на 46 698 меньше, чем годом ранее, сообщал Национальный статистический комитет.

А вот согласно служебному отчету Минздрава о вакцинации от 18 марта 2025 года, выходит, что население Беларуси в 2024 году составляло 8 899 010 человек.  

— На самом деле, такие цифры — не сенсация, — отмечает в интервью Филину руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. — По прогнозам демографов, к следующему веку население Беларуси сократится вдвое и составит около пяти миллионов человек.

В таких прогнозах невозможно учесть эпидемии или войны, которые уносят жизни, а также политические катаклизмы, которые заставляют людей переезжать в другие страны или приезжать в конкретную страну.

Владимир Ковалкин

В этом плане статистику Белстата и Минздрава по убыли населения можно считать вполне закономерной и даже в какой-то мере оптимистичной.  

Потому что они не учитывают еще очень большое количество людей, уехавших из Беларуси, которые не стали за границей на консульский учет. То есть реально беларусов внутри Беларуси еще меньше. 

Эта цифра сейчас определенно между 8 и 9 миллионами, однако точнее сказать практически невозможно. В любом случае от данных, полученных от режима, нужно отнимать еще примерно 300-500 тысяч человек.

Это те люди, которые не живут в стране, имея беларуский паспорт – трудовые и политические мигранты.

Владимир Ковалкин также прокомментировал замалчивание властями очередного антирекорда по рождаемости (количество родившихся детей в Беларуси самое низкое за всю историю статистической отчетности в стране с 1950 года).

— В Беларуси это политический вопрос. Падение рождаемости и сокращение населения — не те цифры, которыми хочется хвастаться.

Они развенчивают основные мифы режима: про «островок стабильности и процветания», про самое социальное государство и т.д.

И пропаганде приходится выкручиваться. Например, можно рассказать про страны Балтии, которые они называют «вымираты», потому что там сильно сократилось население.

Правда, там главная причина — трудовая миграция после вступления в Евросоюз. То есть люди не вымерли, а переехали работать в другие страны.

У беларусов такой возможности не было, но население тоже сокращается. Как в этом признаться? Это будет выстрел себе в ногу.

Могут ли беларуские власти повлиять на сокращение убыли населения?  

— В данном случае есть факторы объективные и субъективные. К объективным относится то, что женщины не хотят рожать много детей.

В целом изменилось отношение к созданию семьи. Люди предпочитают больше жить для себя, не отвлекаясь на детей, тем более, на их большое количество. Напомню, что коэффициент рождаемости, необходимый для нулевого воспроизводства, составляет 2,1 ребенка на женщину.

Это в принципе общемировой тренд, и пока нигде, даже в западных странах, не нашли суперформулы, как его переломить.

Но в Беларуси есть субъективные факторы. В первую очередь, репрессии. Кроме того, состояние экономики, низкие зарплаты. Это все причины, по которым люди уезжают из страны.

Причем в основном едут молодые люди сразу после окончания школы, чтобы учиться, или в возрасте 20-30 лет. В любом случае, это те, кто может рожать детей. И они рожают, только уже в новой стране, а не в Беларуси.

За счет этих субъективных причин действительно можно было бы частично скоррелировать ситуацию с объективными обстоятельствами. Но режим не хочет останавливать репрессии.

Они пытались решить проблему, зазывая трудовых мигрантов. Но, судя по тому, что тема исчезла, инициатива оказалась непопулярной.

Мигранты не едут. Зачем им Беларусь, если можно поехать в страны ЕС, США и другие, где зарплаты выше и условия лучше.

В Беларусь в основном едут те, у кого в своей стране условия еще хуже, но нет возможности попасть в Евросоюз. Например, мигранты из Туркменистана или Афганистана. Хотя последние все-таки стараются ехать в Германию, а не в Беларусь.

Жителям Туркменистана, возможно, наша страна покажется более доступной, потому что она тоже бывшая советская республика. Но даже выходцы из бывшего Советского Союза уже не хотят ехать в Беларусь, предпочитая ЕС, что вполне объяснимо.  

В Беларуси очень плохой инвестиционный климат, очевидные проблемы для ведения бизнеса. Не вижу причины сделать выбор в ее пользу.

Более того, даже сами беларусы, кто не может выехать на заработки или на учебу в ЕС, уезжают в Россию, где тоже можно больше заработать.

Поэтому режим понимает, что находится в патовой ситуации, но ничего с этим сделать не может. Все, что остается властям — наблюдать, как падает рождаемость и как люди продолжают уезжать.

Есть еще вариант — с помощью пропаганды отвести внимание от этого вопроса в сторону либо замалчивать проблему совсем.