Маховский: «Система в КНР гораздо сложнее. А не это вот все, когда в Беларуси по ТВ рассказывают, что люди сами виноваты в проблемах, и вы не можете пожаловаться»

Экономический обозреватель объяснил, чем Минск может заинтересовать Пекин и кому выгодно «всепогодное партнерство», которым хвалятся беларуские власти.

Официальный Минск не первый год рассказывает о «всепогодном партнерстве» и амбициозных мега-проектах, которые планирует реализовать совместно с Китаем и очень хорошо заработать.

Во время теперешнего визита на саммит ШОС Александр Лукашенко якобы обсуждал с представителями КНР сотрудничество в автомобилестроении и выращивании цветов. Но что в реальности может предложить Беларусь Китаю?

— Есть две темы. Во-первых, калийные удобрения, в чем нет никакого уникального со стороны Беларуси предложения, только очень большой демпинг, — говорит экономический обозреватель Андрей Маховский в эфире Еврорадио.

— Сейчас все данные на эту тему закрыты, мы не знаем точных цен. Но по косвенной информации, по тому, сколько Китай тратит, я пытался это подсчитать — и получалось, что Беларусь продает калийные удобрения на 30-40% дешевле, чем другие поставщики. Лукашенко и сам жаловался, что наши калийные удобрения приходится продавать с убытками, они даже сокращали производство, но потом поняли, что все равно надо продавать — потому что, а куда еще?

И вторая тема — конечно, транзит. Наверное, она главная для Китая в Беларуси. И вот тут как раз есть не то чтобы уникальное торговое предложение, но все-таки достаточно эксклюзивное. Потому что другие сухопутные пути, чтобы везти товары в Европу, конечно, есть, но этот — самый удобный и безопасный.

По сравнению с морскими перевозками то, что перевозится по суше, это небольшая доля — 5-10%. Однако по земле это везется быстрее, чем по морю, то есть, так можно перевозить товары, где сроки имеют значение. Поэтому Китай так переживал и даже вмешивался (что для него нехарактерно) в отношения между Беларусью и Польшей, говоря: вы между собой как-нибудь помиритесь или хотя бы сделайте вид, главное, не закрывайте железную дорогу, чтобы можно было перевозить грузы.

Помимо этих двух историй, говорит Андрей Маховский, прежде Китай рассматривал Беларусь и как хаб для поставки китайских товаров в Европу («здесь что-то собирать, делать вид, что это беларуская продукция, и продавать европейцам без ограничений»). Но сейчас этого интереса практически нет.

А что с интересом беларуской стороны?

— Построить Китай в Беларуси? Нет, — уверенно говорит эксперт. — Лукашенко говорит про «китайскую систему» — это единственное, что он может сделать. Все, что он хочет перенять у Китая — чтобы президента не выбирали, а назначало какое-нибудь ВНС.

Фото: БЕЛТА

Но политическая система в КНР гораздо сложнее. Она недемократичная, но там есть и система обратной связи, и ответственности чиновников. Это, я бы сказал, тысячелетняя бюрократическая традиция. А не это вот все, когда в Беларуси по телевизору рассказывают, что люди сами виноваты в проблемах, и вы не можете пожаловаться.

История о женщине, которую посадили на 10 суток за жалобу на маленькую пенсию — в Китае это так не работает. Если местный чиновник вызвал недовольство населения, за которое он отвечает — то он на самом деле ответит. И китайское агентство Синьхуа — не просто медиа, а еще и система контроля за местными чиновниками.

Что касается выгод и договоренностей Беларуси от нынешнего саммита ШОС, по мнению экономического обозревателя, особых поводов для гордости у беларуских чиновников тут нет. Разговор о сотрудничестве в автопроме был без конкретики и даже без лица китайского представителя, а контракты, подписанные в научной и инновационной сфере, не впечатляют размахом.

— Что-то там на $130 миллионов, которыми вице-премьер Снопков хвастался и сказал, что «это же миллиарды». На самом деле, нет. Будет даже не 130 миллионов, потому что это совместное финансирование — китайские кредиты, которые потом надо будет отдавать. Мы такое уже много раз имели.

А как же бесплатная помощь в размере $280 млн, обещанная Китаем всем странам-участницам ШОС? Это, вероятнее всего, на всех — как плата за участие в саммите, «корзинка с собой», говорит Андрей Маховский:

— На саммите было 20 с лишним стран, и если поделить на всех — это ничто, Лукашенко даже на новую резиденцию не хватит.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(8)