Политика

Алеся Матусевич

Почему Лукашенко с сыновьями встретил делегацию Пакистана в домашней одежде

Удастся ли правителю продать Пакистану тракторы или опять придется дарить?

В Беларусь прилетел с визитом премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф. По официальной причине, озвученной пресс-службой Александра Лукашенко, — чтобы обсудить «ход реализации договоренностей», достигнутых во время визита правителя Беларуси в Пакистан в ноябре 2024 года.

Но есть большие сомнения в результатах, какие бы уверения ни прозвучали и какие бы документы ни были подписаны. А кадры со встречи 10 апреля «в домашней обстановке» вызывают ряд вопросов.

Обещать не значит жениться

Лукашенко летал в Пакистан в конце ноября 2024 года — в разгар экономического и политического кризиса в этой стране (как раз в эти дни в Исламабаде проходили массовые протесты с требованием освободить бывшего премьер-министра Имрана Хана).

Пропаганда попыталась сделать хорошую мину при плохой игре и выдать визит за прорыв и большие перспективы развития двухсторонних отношений. А по факту: Лукашенко подарил Шарифу очередной сертификат на беларуские тракторы, но Пакистан как был, так и остается крупнейшим заемщиком МВФ в регионе, страной, где около 40% населения живет за чертой бедности. Завидный экономический партнер, ничего не скажешь.

Более того, эпопея с «налаживанием партнерства» на самом деле длится не первый год, а добрый десяток лет. Вспомним: вот Лукашенко летал в Пакистан в 2016 году, разговаривал с тогдашним премьером Навазом Шарифом, которому ранее подарил, опять же, сертификат на трактор.

И что? Да, собственно, ничего. Никаких особых «прорывов» не случилось. Объем торговли между странами подскочил было до $75 миллионов за год — а потом упал на $20 миллионов. Для сравнения: товарооборот с соседней Литвой в том же 2016 году уже превышал $1 миллиард, и для этого не нужно было летать за тридевять земель.

Пикантная деталь: Наваз Шариф — брат теперешнего главы пакистанского правительства, судимый за коррупцию вместе со своей дочерью и зятем. От 10 лет тюрьмы ему, впрочем, ему удалось откупиться — он добился освобождения под залог в связи с проблемами со здоровьем. А в 2023 году, когда изменилась политическая ситуация, и вовсе смог вернуться из Лондона на родину.

Но стоит ли удивляться? И в 2015-м, когда состоялся первый в истории официальный визит Лукашенко в Пакистан, история развивалась ровно по такому же сценарию: официальная встреча, разговоры об «эффективном сотрудничестве», подарок — только не смейтесь — сертификат на трактор. И на выходе такой же пшик: обещания, не ставшие реальностью.

«По-домашнему»

Впрочем, одно существенное отличие все же есть. Десять лет назад Лукашенко не позволял себе заявиться с официальным визитом в, мягко говоря, неформальном виде. А в прошлом году не стал даже заморачиваться, поправ дипломатический протокол бомбером и майкой. Впрочем, принимающая сторона вежливо сделала вид, что не заметила.

У себя дома 10 апреля 2025-го правитель расслабился тем более. В то время как гости — премьер-министр Пакистана Шахбаз Шариф, его брат Наваз, а также сын, дочь и внучка Наваза — были пусть и без галстуков, в дорожных, но все же деловых костюмах, Лукашенко с сыновьями Дмитрием и Николаем вышли на встречу делегации едва ли не в спортивных костюмах.

В целом эта встреча в «домашней обстановке» была похожа то ли на сходку мафиозных кланов, где все друг другу «тыкают», как добрые приятели, интересуются здоровьем и представляются лучшими друзьями, то ли на процедуру сватовства: у вас внучка, у нас сын с цветочками.

Николай Лукашенко и внучка Наваза Шарифа

Да и сам премьер-министр Пакистана уже 11 апреля на протокольной встрече обронил интересную фразу, что встреча накануне «напоминала скорее воссоединение семьи». Лукашенко попытался вернуть общение в рамки приличий, упомянув о «важной и деликатной теме трудовых ресурсов». По словам правителя, в Пакистане есть много людей, которые хотят работать в Беларуси, и стороны договорились выработать механизм для их приезда.

Кстати, Марьям Наваз Шариф — не просто зарубежная гостья. В прошлом ее, как и отца, судили за коррупцию, в частности, в сахарном производстве. А ныне она член правительства, главный министр в провинции Пенджаб.

Марьям Наваз Шариф с Дмитрием Лукашенко

И недавно дочь дала там работу своему отцу — того назначили наблюдателем за восстановлением культурного наследия. Хотя по утверждению пакистанской оппозиции, на самом деле Наваз Шариф лелеет планы вернуться во власть, пока его младший брат, «идеальная марионетка», греет кресло премьера.

Поскольку Лукашенко с детьми и в домашней одежде принял родню премьера Пакистана, то тем самым продемонстрировал, что отношения с кланом Шарифов уже вышли за рамки только лишь государственных дел.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.1(57)