Политика

Провал «первого джентльмена». Тихановский захотел быть просто первым и показал себя отнюдь не джентльменом

Пребывание четы Тихановских в США увенчалось скандалом, который затмил всю их заокеанскую повестку, пишет на Позірку политический аналитик Александр Класковский.

Сергей публично повел себя как домостроевец, стал грубо командовать женой на их встрече с беларусами США в Нью-Йорке 24 сентября, «наехал» на главного помощника Светланы Франака Вячорку. Беларуский сегмент соцсетей взорвался.

Есть те, кто Тихановского защищает, но большинство возмущено. Такая эмоция понятна, потому что Беларусь вынуждена уже 31 год терпеть ярко выраженного мужского шовиниста в лице Александра Лукашенко.

Архивное фото: Офис Тихановской

Беларусам хватило одного мужского шовиниста

Правитель Беларуси умеет расшаркаться перед дамами по случаю 8 Марта или в других церемониальных случаях. Но в его деловых речах, призывающих поднапрячься, главенствует обращение «мужики». То есть в подсознании, надо понимать, сидит, что женщины — это второй сорт, они для ответственных дел слабоваты.

Ну, и апофеоз — это рефрен, что президентство в Беларуси не для женщины. Вот и 17 сентября на встрече с идеологическим активом Лукашенко сначала заявил, что прекрасный пол уважает «безмерно», но затем вновь артикулировал свой идефикс: мол, во главе Беларуси должен быть «крепкий мужик, который бы обязательно понюхал пороха». Потому что, дескать, сейчас вокруг страны очень сложная ситуация.

Да уж, во главе с таким скандальным властителем Беларусь уже четвертый десяток лет не выбирается из сложных ситуаций. То он денег лишних напечатает, да столько, что по людям молотом бьет девальвация, то с очередным государством поцапается, то впустит войска соседа для нападения на другого соседа.

Будь на этом месте здравомыслящая женщина, возможно, всех или многих обострений такого рода страна могла бы избежать.

Автору этих строк уже приходилось по некоторым параметрам сравнивать Тихановского с Лукашенко. В 2020-м энергичный блогер, пойдя в народ, действовал в популистской манере, подобно депутату Лукашенко, который зажигал массы гневными речами в 1994-м, борясь за президентское кресло.

По выходе из тюрьмы Тихановский пообещал уже через три недели нанести «мощный удар по лукашизму», на который запросил у беларусов 200 тысяч евро. А когда задонатили мало (вероятно, многим замысел показался туманным или откровенно авантюрным), стал публично изливать на соотечественников обиду.

Ну совсем как вождь режима, у которого во всех бедах виноват «народец»: то в обменники бежит, спасая сгорающие рубли, то ленится пару борозденок картохи на даче посадить (притом что кое-кто постоянно хвалится, как он день и ночь обеспечивает стране продовольственную безопасность).

Если зовешь на баррикады, спрос с тебя — по гамбургскому счету

Когда я стал критиковать Тихановского за этот и другие промахи, получил в комментах и осуждающие реплики. Мол, негуманно наезжать на отсидевшего в застенках пять лет.

Да, но ведь одно дело, если бы он, послушав советов, стал прежде всего восстанавливать здоровье и насыщаться информацией. Как другой бывший узник — философ Владимир Мацкевич. Тот после нескольких интервью по горячим следам освобождения взял месячный тайм-аут, чтобы впитать в себя то, что было упущено за решеткой.

Тихановский же сразу ринулся в политику, стал снова собирать народ под свои знамена.

А с тех, кто претендует на миссию вести людей в политическую битву, в той или иной степени распоряжаться их судьбами, спрос должен быть по гамбургскому счету. Ведь это не компьютерная игра, а реально жестокое дело, особенно с учетом беларуской специфики.

Между тем Тихановский в условиях, когда режим зацементировал ситуацию в стране и взялся преследовать оппонентов даже за рубежом, стал генерировать шапкозакидательские лозунги.

Мне вспоминается, как в конце 2019-го или начале 2020 года он, тогда еще малоизвестный блогер, пришел с видеокамерой снимать какой-то круглый стол оппозиционеров в Минске (да, были времена, когда такие тусовки можно было проводить легально, едва ли не через дорогу от администрации Лукашенко).

Так вот, хотя Тихановский не был участником дискуссии, он стал в нее вклиниваться, вдохновенно излагать наивные идеи. Вроде того, что нужно призвать всех недовольных режимом зажигать по вечерам свечки в окнах, тогда мы увидим, как нас много, и в итоге победим.

Помню грустно-иронические улыбки тогдашнего лидера партии «Справедливый мир» Сергея Калякина, других зубров старой оппозиции, которые каких только стратегий и кампаний не выдумывали, но так и не вышли из маргинальной ниши.

Тихановский выглядел наивным, но самоуверенным политическим неофитом. Считаю, что таким он и остался.

Наивные попытки вернуться в 2020-й

Да, тому виной прежде всего тюремное заточение. Блогера, в котором Лукашенко учуял конкурента (совсем как я в 1994-м), арестовали на самом старте президентской кампании, в мае 2020 года. За решеткой он проходил другие университеты.

Но, оказавшись в вынужденной эмиграции, Тихановский не сумел осмыслить новые реалии. Он сразу ринулся в политическое действо, причем стал механически использовать те же риторические приемы, те же способы зажигания аудитории, которые блестяще срабатывали в 2020-м.

Однако тогда он мобилизовывал небитую публику, вошедшую во вкус политической оттепели нескольких предыдущих лет. Да и режим по сравнению с его нынешней фазой выглядел едва ли не вегетарианским.

Но эти приемы абсолютно не в струю сейчас. Внутри страны люди придавлены жесточайшими репрессиями, а вынужденные эмигранты, во-первых, заняты трудным выживанием, а во-вторых — что, они будут с голыми руками прорываться через границу и идти маршем на Дрозды, резиденцию правителя?

Этими попытками открутить стрелки часов, оказаться в комфортном прежнем времени Тихановский тоже напомнил Лукашенко.

И вообще амбициозный блогер за три месяца эмигрантской жизни наделал шороху. Вспомним, как неудачным высказыванием переполошил литовцев, заподозривших его в сепаратизме. Как призывал посадить ненавистного правителя на кол. Ага, во-первых, попробуй дотянись, а во-вторых, за что же ты борешься — за демократию или возврат в средневековье?

Смотрите, она лишь моя жена!

Через какое-то время вышедший из тюрьмы герой 2020 года, казалось, начал понемногу осознавать новые реалии. Он запросил уже сто дней, потом — год, чтобы рапортовать о своих успехах в борьбе с режимом.

Но ведь быть вожаком не терпится. Вспомним его изречения после выхода из-за решетки: «Я человек действия, огонь, сам по себе центр. Мне не нужно в какую-то партию вступить и ждать, когда у них следующие собрания. Я сам двигатель, локомотив, и поэтому за мной пошли люди».

В итоге страстное желание доминировать вылилось в ту самую некрасивую сцену в Нью-Йорке.

Команда Тихановской все это время подчеркивала, что он в нее не входит. Да и сам он поначалу с удовольствием величал себя титулом, который и придумал, — «первый джентльмен». В итоге, как видим, захотел быть просто первым и показал себя отнюдь не джентльменом.

Если ты не в команде, а лишь муж политического лидера, то с какой стати начинаешь командовать и женой с ее высоким статусом, и ее сотрудниками? На той встрече с американскими беларусами Тихановский заставил ее отказаться от уже запланированного интервью с CNN. Причем аргумент был тоже чисто популистский: мол, встреча с народом важнее.

Вдобавок он принялся с видом медиаэксперта рассуждать, почему этот телеканал — не лучший выбор. Публичный выпад в сторону опытного пиарщика Вячорки (ему-де «надо побольше интервью, побольше ивентов») был тоже крайне неэтичным.

Наконец, многих покоробило то, что во время встречи Тихановский пытался приобнимать Светлану. На публичном мероприятии это и в принципе не комильфо, а здесь еще и подчеркивало то же стремление доминировать: вот, смотрите, для вас она, может, и кумир, но она лишь моя жена.

Сработал план генерала Тертеля?

Между тем за пять лет Тихановская из домашней хозяйки превратилась в искушенного политика. Муж в этом плане и в подметки ей не годится.

На той скандальной встрече Светлана вела себя терпеливо. Что и понятно: только кухонного скандала у всех на глазах не хватало.

Но, так или иначе, этот инцидент ставит под удар и ее репутацию. Объяснение мужа после того, как на него обрушился шквал критики, не выглядит так, что он по-настоящему осознал свой эпик фейл. Между строк читается желание перевести стрелки.

Правы те, кто говорит, что офису Тихановской следует выработать четкий протокол, касающийся ее политического взаимодействия с «первым джентльменом». Чтобы не выглядело так, будто на самом деле он рулит и женой, и ее командой.

Лукашенко и глава КГБ Иван Тертель сейчас, надо думать, потирают руки. Если они действительно выпустили Тихановского — с его буйным нравом и не самыми утонченными манерами — в расчете устроить раздрай в политической эмиграции, то план сработал.

Ну а выражение «первый джентльмен» станет сейчас, наверное, ядовитым мемом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(18)