Филин

Юлия Кот

Романчук: Пришли в конце концов за «жирными финансовыми котами» из системы ЗАО «Семья»

Экономист в интервью Филину — о системе сдержек и противовесов в тоталитарной системе и чем закончится очередное «перетряхивание» беларуских банков.

В Беларуси с октября продолжается так называемое «дело СофтКлуба». Вначале исчез из публичного поля ряд топ-менеджеров ИТ-компании SoftClub, которая специализируется на программном обеспечении для банков и финансовых сервисов (самая известная их разработка — система ЕРИП). Затем силовики прошлись по руководству банков: Цептер Банка, ВТБ и Приор, на днях стало известно о задержании экс-главы РРБ-Банка.

Основатель SoftClub Владимир Сиротко, судя по всему, находится в СИЗО КГБ. Кого-то из топ-менеджеров, вероятно, выпустили, другие по-прежнему не появляются на рабочих местах, официально они на больничных. Но чем вообще вызван интерес силовиков? Главная подоплека «дела СофтКлуба» — экономическая или политическая?

— Пролетарская, — отмечает в разговоре с Филином экономист Ярослав Романчук. — В беларуской экономике сохранялась удивительная вещь: рентабельность банковской деятельности, которая почти приближалась к 100%.

В сельском хозяйстве она телепалась до 5%, в розничной торговле — до 3%, промышленность давала где-то 8% — и вдруг финансовая деятельность работала с такой гигантской рентабельностью.

Ярослав Романчук

Я все думал, когда же праведный гнев не столько Лукашенко, сколько его окружения, обрушится на этот сектор. Ведь в хвост и в гриву чихвостят чиновников, особенно руководство Минсельхозпрода, концернов «Беллегпром», «Беллесбумпром». А банкиры сидят себе, довольные, зарабатывают: внешние долги на них не распространяются, работают в условиях почти полного отсутствия конкуренции, все у них хорошо.

Таки дошла коса: либо мало делились, либо не с теми делились, либо нужен передел — пришли в конце концов за «жирными финансовыми котами» из системы ЗАО «Семья».

У Лукашенко есть идеологический департамент (все телевидение и радио, «Белая Русь»), а есть финансовый, в виде коммерческих банков. И его тоже необходимо периодически шерстить, поскольку они, мерзавцы, тоже могут вести себя неправильно и отрываться от земли.

По мнению Ярослава Романчука, в результате рейдов силовиков по банкам «кто-то откупится, понимая, что придется расстаться с определенным количеством заработанного, а кто-то сядет — и выйдет или сразу, или потом».

Потому что неприкасаемых нет — как мы помним по коррупционным скандалам в цементной отрасли, фармацевтической, в сельском хозяйстве (эпопея с неухоженными коровами), вот и банки не минула чаша сия.

— Когда Лукашенко будет проводить свою тусовку, «всебеларуское народное собрание», наверняка скажет что-то вроде: почему у нас обычные люди не могли взять хорошие ипотечные и потребительские кредиты? — потому что смотрите, вот что в банках творилось. Но мы прошерстили и всех там взяли, — с сарказмом предсказывает Романчук.

— Поэтому я и говорю о пролетарском характере дела. Это потакание пролетарской ненависти людей, которые не выносят по определению богатых, — а банки и финансы чуть ли не по дефолту считаются богатыми.

— Если многих топ-менеджеров банков посадят — что будет дальше с банками? Поставят в руководство, как в других отраслях, бывших охранников Лукашенко, выходцев из КГБ, идеологов?

— Если вы думаете, что нынешние руководители беларуских банков — выпускники Гарварда, Массачусетса или Оксфорда, суперкрутых финансовых организаций, то нет. Это люди, которые встроились в систему мотивации управления беларуского Госплана. Тут особо думать не нужно.

Есть те, которые управляют рисками, неопределенностью, разбираются в бизнес-планах, глубоко знают сбыт, и давая чужие деньги производителям товаров и услуг, понимают, как будут на этом зарабатывать. А когда у тебя сплошь и рядом только Госплан — другое дело.

Когда Головченко может управлять Нацбанком, почему бы какому-нибудь полковнику или майору не управлять коммерческим банком. Особенно если он учился с зятем, внуком, сватом Лукашенко.

Требования к руководящему составу тоталитарной страны существенно отличаются от требований, которые предъявляются в условиях демократии и рыночной экономики. Поэтому у нас был Прокопович, был Шейман — так что это не в первый и не в последний раз.

Тем временем, задолженность беларусов перед банками растет. На август 2025-го юрлица были должны более 61 миллиарда рублей по рублевым и валютным кредитам, физлица — свыше 28 миллиарда рублей. А что будет после «перетряхивания» сферы — банки продолжат выдавать доступные кредиты?

— Это зависит не от каких-либо финансовых соображений, а от того, как прогнется Головченко и руководство «Беларусбанка», — уверен экономист. — Решат они, что надо допечатать на рекапитализацию банков пару миллиардов рублей — сделаем это и увеличим долю государства в «Беларусбанке», «Белагропромбанке» и других госбанках.

Банк развития опять же возьмет на счет эти плохие долги, как уже было, когда вскрылась профанация с господдержкой в сфере деревообработки.

И если будут поступать деньги от России — все это будет продолжаться, где-то отпустят или прикрутят пару процентов. Так работает беларуская система.

— А если от России денег не будет?

— Чуть-чуть прикрутят, темпы роста сбавят или что-нибудь ужесточат. Беларуский управленческий аппарат в этом плане дисциплинирован. Они не посмеют действовать, как в отдельных развивающихся странах: мол, одно дело — принимать решения, а другое — исполнять.

Они ведь понимают, что за каждым чиновником высокого уровня закреплено два-четыре-пять смотрящих — и те получают вознаграждение за то, что кого-то поймали и уличили.

Как сказал Лукашенко, нужно, чтобы в каждом министерстве был один министр и следящий за ним замминистра, которого тот снять не может — такая система сдержек и противовесов по-тоталитарному. «Договориться» в рамках одной системы управления не получится. Отсюда такого рода скандалы и посадки.

Все это крутится по спирали. Если система позволяет Лукашенко сохранять власть и рисовать нужные результаты для оболванивания населения — зачем от нее отказываться?

А он развлекает людей стендапами, мишурой: то объявит про переговоры с американцами, то ругается с Польшей и Литвой, то 31 украинца выпустит. Сейчас перед новым годом опять начнет великие хуралы, апеллируя к ненависти к богатым, успешным людям и к Западу, строя какие-то планы на пятилетку.

Все как в Советском Союзе: десятая пятилетка, двадцатая, догоним, перегоним, освоение космоса… Мы вот тоже в космос полетели. Так что все нормально будет: спутник сделаем, электромобиль сделаем. Правда, туалетная бумага беларуская будет серой — но ведь не ж**й единой жив беларус. Главное — «пережить трудные времена».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(11)